Тула является не только кузницей русского оружия, но и родиной самовара
Кроме военного снаряжения,тульский завод выпускал предметы хозяйственного обихода и различные орудия для сельского хозяйства. Была здесь обязательная для всех крупных производств мастерская, в которой изготавливались необходимые заводу инструменты и машины - всевозможные клещи, молоты, резцы, сверла, молотки, ножницы.
Неиссякаемой была смекалка и энергия народных мастеров, приспосабливающихся к новым потребностям производства. Из документов известно, что в XVII веке на Тульском заводе выделывались инструменты более 70 видов. Изготавливались они сугубо ремесленным способом, в ручную, так как попытки ввести механизацию коснулись только производства оружия.
С XVIII в. в Туле получают развитие производства самоваров, пряников, гармоник, замочно-скобяных изделий.
В любом уголке России и далеко за ее пределами можно встретить тульскийт самовар. О появлении первых самоваров в Туле известно с 1778 года.
Первые самовары отличались от современных собратьев. Они были предназначены для использования в походных условиях, поэтому были небольшими, со съёмными ножками, необычных форм. Самыми распространёнными были 3-8 литровые самовары. Но существовали и самовары для большого количества людей, 12-15 литровые, так называемые «армейские» или «цыганские». Поскольку российский климат не жарок, то люди выпивали по несколько кружек чая, чтобы согреться. Да и жар от самовара мог нагреть помещение. Всё это способствовало тому, чтосамовар занимал прочное место в жизни русского народа, несмотря на его весьма высокую стоимость. Кстати, стоимость самовара определялась его весом: чем тяжелеесамовар. тем он был дороже.
Изготовление самовара - процесс достаточно трудоёмкий. В его производстве были задействованы рабочие различных специальностей: наводильщики, которые сгибали медные листы и задавали форму, лудильщики, токари, слесари, сборщики и чистильщики. Мастера в деревнях изготавливали отдельные частисамовара. привозили их на фабрику, где и собирали готовые изделия. Целые деревни занимались изготовлением самоварных частей круглый год за исключением лета, когда работа велась на полях.
В 1810—1820 гг. в Туле развивается фабричное производство самоваров. начало которому положил в конце XVIII века тульский слесарь-кустарь Лисицын. Цветные металлы для изготовления самоваров получают из Москвы и с Кольчугинских металлообрабатывающих заводов.
Вначале самовары изготавливались из красной (чистой) и зелёной меди, мельхиора, а позже стали использовать более дешёвые сплавы типа латуни. Известны самовары из золота и серебра. Формы жесамоваров весьма разнообразны. В одной только Туле их насчитывалось около 150 видов. К изготовлению самоваров привлекались известные художники и скульпторы.
Существовало множество крупных и мелких фабрик, выпускающих самовары. Чтобы можно было распознать фирму производителя, на крышках самоваров стали ставить клейма, разработанные каждой фабрикой. Эти клейма были товарными знаками, которые сохранялись на протяжении всей истории существования фабрик. Позднее эти фирменные знаки стали дополняться изображением медалей с выставок, в которых участвовали самоварные фабрики.
Со второй половины XIX в. Тула становится крупнейшим поставщиком самоваров. Ни одна всероссийская и международная выставка не обходилась безтульского самовара .
Существует около 200 разновидностей самовара. В Туле есть даже музей самоваров.Издавна говорят, что вТулу со своим самоваром не ездят. В этом Вас попытается убедить "тульский музей самоваров ". Вы познакомитесь с историей самоваров. увидите уникальную коллекцию самоваров различных времен и форм: цилиндра, шара, рюмки, вазы, богато украшенных.
В 30-е годы в Туле зарождается производство русскихгармоник с широкой специализацией по отдельным деталям и операциям.
За свою почти двухвековую историю долговечные и звучные, отличающиеся высокими художественными достоинствами, тульские гармони ибаяны стали одним из символов России, получив заслуженное признание во всем мире.
Самые примитивные, единичные образцы ручных гармоник были изготовленытульскими мастерами - братьями Шкунаевыми в своей домашней мастерской. Вслед за ними, примерно с 1820 года, стационарное производство простых ручныхгармоник организовал оружейник Тимофей Воронцов в полуподвальном этаже своей самоварной фабрики .
Дальнейшее развитие этому процессу положила привезенная оружейником Иваном Сизовым с Нижегородской ярмарки в 1830 году простейшая пятиклапанная гармошка. Он открыл в Туле гармонную мастерскую. в которой сначала копировал привезенный образец, а затем организовал у себя массовое производство гармоник .
Наиболее крупным предприятием по изготовлению гармоник в Туле была фабрика братьев Киселевых, которая в основном специализировалась на выпуске двух - и трехрядных венских гармоник. в чем достигла значительных успехов.
В 1900 году на Международной торговой выставке в Париже двух - и трехрядные венские гармоники братьев Киселевых получили награды. В 1905-1907гг. фабрика начала также изготавливать трехрядные хроматическиегармоники - "левая по правой (выборные) и ножные басы”. В 1914 году они были удостоены золотой, трех серебряных и бронзовых медалей.
Среди гармонных мастеров особенно выделялся Леонтий Алексеевич Чулков. В 1880 году он организовал самостоятельную гармонную мастерскую. где работал вместе с шестью своими сыновьями. В 1907 году самый талантливый из них Геннадий Чулков создал механику так называемых заемных басов для двухрядной венской гармоники. На это изобретение им было взято патентное свидетельство. С тех пор и до настоящего времени механика Г. Чулкова применяется на всехвенских гармониках. что является еще одной художественно-стилевой особенностью звучания басовых партий во всех изделияхтульского гармонного промысла .
Первые образцы русских гармоник отличались оригинальностью, хорошим качеством и внешней привлекательностью, но имели один существенный изъян - у них отсутствовал хроматический строй, что, естественно, ограничивало музыкально-художественные возможности инструмента. Создание гармоники с хроматическим строем явилось важным шагом на пути совершенствования инструмента.
Одним из самых ярких пропагандистов гармоники был тульский мещанин Н. И.Белобородов. В 70-е годы Х1Х века, стараясь расширить ее возможности, он предложил мастеру Л. А.Чулкову изготовить для него инструмент с двухрядной клавиатурой по собственным эскизам, в которых Николай Иванович особо проработал систему клавиатуры, во всем остальном положившись на знания и опыт мастера.
Новый инструмент представлял собой двухряднуюгармонику с полной хроматической гаммой и не с семью, как обычно, а с 12-ю звуками. Новая хроматическаягармонь получилась необычайно певучей и прекрасно оформленной: в ее отделке использовались древесина кипариса и слоновая кость, а поверху затейливой вязью была пущена латунная инкрустация, кожа и перламутр. В одной из комнат мемориального музея Н. И.Белобородова в витрине стоит первый экземпляр изобретенной им хроматической гармоники. сделанной руками мастера Л. А.Чулкова.
В середине 80-х годов Х1Х столетия Николай Иванович создает кружок любителей игры на хроматическихгармониках. а в начале 90-х из участников кружка был организован оркестр.
Деятельность оркестра Н. И.Белобородова продолжалась много лет и прекратилась в конце 1902 года. В дальнейшем его ученик и соратник В. П.Хегстрем продолжил дело, начатое своим учителем. Скромный тульский бухгалтер стал концертмейстером оркестра, который совершал гастрольные поездки по соседним городам.
Впоследствиигармонь с хроматическим строем петербургский музыкант А. Ф.Орлеанский-Титаренко назвал "баяном”. Среди других промыслов гармонный занимал в Туле второе место, и рост числа кустарей-гармонщиков продолжался из года в год. Наивысший показатель в производствегармоник достигнут у нас перед первой мировой войной, в 1912-1913 гг.
По окончании гражданской войны начинается кооперирование кустарей в артели по производству различных гармоник. Первая такая артель была организована гармонным мастером А. П.Пастуховым в Туле в 1922 году. С именем этого мастера, непревзойденного по части наклепки голосов, связано производство лучших сольных и оркестровых баянов в течение многих лет.
Все частные фабрики (точнее сборочные цеха) в дореволюционной России были основаны на надомном производстве и не годились для переоборудования их в государственные промышленные предприятия, в связи с чем встал вопрос о создании государственных фабрик.
Для лучшей организациигармонного производства в 1928 году в Москве одновременно с конкурсомгармонистов была устроена выставка гармоник. после чего для фабрик установили твердый ассортимент и стандарты производимых моделейгармоник .
Качество выпускаемой продукции и ее художественно-стилевые особенности отслеживались на проводимых конкурсах мастеров. Музыкальные инструменты проигрывались за занавесом, и жюри определяло на слух качество звучания. При этом неизменно победителями оказывались тульские мастера .
В грозные годы Великой Отечественной войны производство музыкальных инструментов повсеместно было прервано. Но тяга народа к музыке была столь велика, что из армии стали приходить письма. Фронт требовал: "Дайтегармони и баяны. С песней легче воевать!” И выпуск музыкальных инструментов был восстановлен. В суровую военную годинугармонь и баян по праву заняли свое место в боевом строю.
В начале 1943 года на базе артели "Тульская гармония ” было организовано ремесленное училище по подготовке рабочих кадров для музыкального производства. За парты тогда сели первые 250 мальчишек и девчонок, чтобы стать продолжателями славы тульских умельцев-мастеров народного художественного промысла.
Сегодня "Тульская гармонь ” не только сохранила ассортимент выпускаемых изделий, но и расширяет его, осуществляя конструкторские и технологические разработки.
Тульские баяны звучали и звучат у нас в стране и за рубежом в руках прославленных исполнителей - народного артиста СССР Ю. Казакова, народного артиста РСФСР В. Гридина, заслуженного артиста РСФСР В. Авралева.
Известные в стране и в мире ансамбли играют на тульских баянах. Государственный академический русский народный ансамбль "Россия” под руководством народной артистки СССР Л. Зыкиной, Государственный русский народный хор имени Пятницкого под руководством заслуженного деятеля искусств А. Пермяковой, Государственный академический ансамбль народного танца под руководством народного артиста СССР лауреата Ленинской премии И. Моисеева.
Неоднократно лучшие изделия тульских мастеров завоевывали призовые места на различных конкурсах, выставках и ярмарках. Эта продукция вошла в число ста лучших товаров России.
Помимосамоварного и гармонного производства. развивались и другие, преимущественно сталеслесарные промыслы по изготовлению всевозможныхтульских товаров. Среди них славились замки, ручки, навески и другие дверные и оконные приборы, предметы домашнего хозяйства и обихода.
Музей «тульский пряник » - один из самых молодых музеев нашего города. В музее представлена история уникального старинного лакомства, пришедшего к нам из глубины веков.
Вы увидите пряники. изготовленные на старинных формах. В экспозиции музея – пряники поздравительные, праздничные, заказные, исторические, именные, фигурные и почетные. Здесь Вы увидите самый маленький – чуть больше полтинника – пряник и гигантский – пудовый, единственный в стране.
Кроме того, туристам предлагается дегустация пряников с ароматным чаем и возможность приобрети свежайшие вкусные сувениры.
Давайте вспомним знаменитые тульские бренды. «тульский самовар », «тульский пряник », «Тульская гармонь », «Художественная обработка оружия », «Филимоновская игрушка », «Белёвское кружево » и многие другие. ВТульской области более 40 видов промыслов и ремёсел, в которых работают почти полторы тысячи мастеров декоративно-прикладного творчества. Сохранение и развитие традиционной народной культуры, народных промыслов и ремёсел остается приоритетным направлением не только в культурной, но и политической жизниТульской области. Народное творчество и сегодня продолжает нести в себе вечные идеи гуманизма, добра и мудрости.